Окрестности современного Энгельса были обитаемы с древних времён, наиболее ранние исследуемые археологами курганы датируются вторым тысячелетием до нашей эры. Непосредственными предшественниками города были кочевые ногайцы и калмыки, организовывавшие на энгельсском берегу Волги временные станы, а также Саратов. После пожара 1614 года указом царя Алексея Михайловича он был заново основан на левом берегу в устье речки Саратовки – ныне территория Энгельса. Здесь саратовская крепость находилась с 1617 по 1674 год, после чего была вновь перенесена в правобережье, а земли вернулись к воинственным кочевым племенам. На месте разобранной крепости разместилась ставка калмыцкого хана Аюки, к которому в окрестности Саратова приезжал на переговоры Пётр I. Существует легенда о появлении напротив Саратова в начале XVIII века поселения Новые Бокуры (Новые Кокуры) на землях, дарованных Петром I, однако документального подтверждения она не имеет.
Дореволюционный Покровск
Правительственным указом от 21 февраля 1747 года в России была установлена государственная монополия на добычу соли. Тогда же в Саратове учредили Соляное комиссариатство (в дальнейшем Соляная контора), организация солеразработок на озере Эльтон (ныне восток левобережной Волгоградской области) была поручена подполковнику Н. Ф. Чемодурову. После выбора наиболее удобного места перевалочного пункта для перевозок 16–18 августа 1747 года был заложен укреплённый Саратовский луговой (земляной) городок – современный город Энгельс. Заселена переправа была чумаками, выходцами из Полтавской, Харьковской и Черниговской губерний, вызванными на работы императорским приказом.
Вскоре после основания украинское поселение солеперевозчиков получило название Покровская слобода, данное по первой местной церкви в честь Покрова Божией Матери. Слобода, в которой к 1758 году насчитывалось уже более двух тысяч поселенцев, находилась на западе от крепости, служившей защитой от кочевников. С 1760-х годов у восточных стен заставы начала формироваться русская слободка, вошедшая в Покровское сельское общество в 1811 году. Перевозка соли была слишком тяжёлой задачей для лошадей, поэтому основным транспортом были волы. Соляное дело процветало в слободе до первой четверти XIX века, после чего начался постепенный закат. В первую очередь он был обусловлен снижением объёмов разработок и появлением более удобного пути транспортировки через Камышин. Как следствие в Покровской слободе начали развиваться другие отрасли, в 1828 году местные солевозы получили статус государственных крестьян и перешли к хлебопашеству и скотоводству. Поселение постепенно разрасталось за счёт переселенцев из центральных губерний страны, а также немцев из многочисленных окрестных колоний, называвших слободу Казакштадт. До 1836 года слобода являлась пригородной и была приписана к Саратову, затем она перешла уже как самостоятельный населённый пункт к Новоузенскому уезду, переданному в 1851 году новообразованной Самарской губернии. Через поселение проходил почтовый тракт из Саратова в Новоузенск, здесь находилась становая квартира, в 1859 году численность населения превышала 12 тысяч жителей (1456 дворов). На тот момент действовали три православные церкви и богадельня, два училища, завод и пристань, базары организовывались по воскресеньям и понедельникам на Покровской площади (впоследствии Базарная, Коммунарная).
Важным фактором в дальнейшем развитии стало открытие в 1894 году железнодорожной станции Покровск, после чего слобода с 21 тысячей жителей быстро превратилась в крупный торговый пункт. На станции и волжской пристани в больших объёмах продавались и транспортировались зерно, нефть, соль, лес, строительные материалы, товары из Азии. Покровская хлебная биржа входила в число важнейших в России по продаже высококачественных сортов пшеницы. Всё это способствовало быстрому росту численности населения, развитию промышленности и банковского дела, появлению таких объектов, как больница и электростанция, библиотека, театр. 26 июня 1914 года Покровск, насчитывавший уже 33867 жителей, получил статус заштатного (безуездного) города. Помимо крупнейших украинской, русской и немецкой диаспор к этому времени также сформировались небольшие мусульманская и иудейская общины. Всего через месяц после радостной новости о присвоении городского статуса пришло известие о начале Первой мировой войны, повлекшей за собой большие перемены в стране и в Покровске в частности.
Совет рабочих депутатов образовался в Покровске уже в первые дни Февральской революции, его основу составили трудящиеся депо и железнодорожной станции, а также консервного, костемольного и лесопильного заводов. Новая советская власть первым делом, ещё в разгар гражданской войны, занялась административными реформами и выделила в январе 1921 года новый Покровский уезд из переданного Саратовской области Новоузенского. Летом 1922 года Покровск стал столицей Автономной области немцев Поволжья, преобразованной через два года в АССР. Столичный ранг дал Покровску, ещё восемь лет назад не имевшему даже городского статуса, новые возможности для развития. За почти два последовавших десятка лет были открыты школы, институты и техникумы, новые предприятия (мясокомбинат, клеевой, кирпичный и лесопильный заводы), учреждения культуры и собственные республиканские средства массовой информации. В октябре 1931 года Покровск был переименован в Энгельс в честь одного из праотцов социалистической революции. Важным моментом также является завершение в 1935 году строительства железнодорожного моста через Волгу к югу от города.
Весной того же года после переноса базара с Коммунарной площади был заложен городской парк культуры и отдыха. Эпоху бурного развития "немецкого" Энгельса оборвала война. Указом Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" Энгельс был фактически лишён статуса столицы и уже в сентябре стал городом областного подчинения, а затем районным центром. Все немецкие учреждения либо перепрофилировали, либо закрыли. В годы Великой Отечественной войны Энгельс был не только городом тыла, приютившим 35 тысяч эвакуированных жителей с запада и более четырёх десятков предприятий, но и важной военной базой, на которой формировались, в первую очередь, авиационные отряды, а также стрелковые и танковые соединения. Через энгельсские эвакогоспитали прошли свыше 30 тысяч раненых бойцов, примерно 15 тысяч энгельссцев отдали жизнь за свободу родины. В послевоенные годы наибольшее развитие получила промышленность города. Открытие новых предприятий способствовало стремительному наплыву новых работников и формированию новых районов. В 1959 году в Энгельсе насчитывалось 90724 человека, в 1970 году – 130066, в 1979 году – 161349. В 1965 году Энгельс был связан в Саратовом автомобильным мостом. Стоит отметить, что при большом акценте на промышленность и всеобщем благоустройстве, сферы культуры и высшего образования не удалось вернуть на существовавший во времена немецкой АССР уровень. Кроме того был разрушен либо доведён до запустения целый ряд архитектурных памятников старины, в первую очередь культовые постройки.
Современный Энгельс
Сегодня Энгельс с численностью населения свыше 202,4 тысяч жителей является крупнейшим городом саратовского Заволжья и вторым по величине в области, центром муниципального образования город Энгельс, в которое также входят посёлки Плодосовхоз и Прибрежный. К 250-летию города В. Б. Никитиным и Е. М. Ериной был разработан герб города с несущим чан соли быком, утверждённый после внесения ряда поправок в 2000 году. Современный Энгельс располагает развитой инфраструктурой и является весьма благополучным городом, по количеству объектов торговли и общественного питания уступает лишь областному центру. Население в основном занято в сфере услуг и на промышленных предприятиях города. При главе района Михаиле Лысенко, стоявшем у руля с 2001 года, город был основательно приведён в порядок после постперестроечной разрухи 1990-х годов. Энгельс часто сравнивают со "старшим братом" Саратовом, и, как правило, не в пользу последнего. При Лысенко были уложены качественные дороги, налажена уборка мусора, при явно более скромных финансовых возможностях удалось построить современные торговые комплексы и жилые массивы, улицы города украсили новые памятники. В 2007 году в номинации "Лучший город Российской Федерации по экономическим показателям развития" в категории "Большой город" Энгельс был признан лучшим в Поволжском Федеральном округе. Примечательно, что с 1989 года численность населения города выросла на 20 тысяч человек, в то время как в других городах региона наблюдалась обратная тенденция. В 2010 году, несмотря на протесты общественности, Лысенко был арестован по обвинениям в преступлениях, организованных успешным политиком и градоначальником в прошлом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий